• Світові новини
  • Юридичні новини
  • Погода
  • Новини України
Racurs.ua

Чи потрібно українському бізнесу платити за музику?

Музика допомагає бізнесу залучати клієнтів і реалізовувати більше товару. Саме тому за використання музики в комерційних цілях в усьому світі прийнято платити гроші правовласникам (російською).

Задумывались ли вы над тем, как влияет музыка на ваше потребительское настроение? Хочется ли примерить больше вещей в бутике под гипнотический лаунж или дольше проехаться в такси под романтичный шансон? То, что музыка помогает бизнесу привлекать клиентов и реализовывать больше товара, — общеизвестный и доказанный научный факт, утверждают защитники прав интеллектуальной собственности, пишет jurliga.ligazakon.ua.

Действительно, в этой среде была проведена масса исследований, и не только популярными нынче «британскими учеными». Конечно же, степень такого влияния можно оспорить и поставить под сомнение, но, вероятно, каждый предприниматель на собственном опыте может убедиться в том, что музыка и в самом деле увеличивает приток клиентов в сфере торговли, развлечений и общественного питания. Увольте тапера, покажите на дверь скрипачу — и атмосфера в любом ресторане напомнит вам времена советских столовых: вилки стучат, ноги шаркают…

Именно поэтому за использование музыки в коммерческих целях во всем мире принято платить деньги правообладателям. И хотя большинство украинских предпринимателей морально не готовы отдавать свои деньги за музыку, от 30 до 40 % из них все же идут на контакт, когда на пороге появляется «уполномоченное» лицо. Даже с учетом незначительных выплат общая сумма таких сборов по Украине весьма внушительна. Добавьте сюда непрозрачность и неэффективность отрасли защиты прав интеллектуальной собственности в нашей стране— и вы увидите целый полигон для злоупотреблений и махинаций. Как со стороны физических и юридических лиц, так и со стороны государственных структур.

Об этом подробно рассказал на встрече с журналистами глава наблюдательного совета Украинской лиги авторских и смежных прав Александр Никитин. По его оценкам, в Украине функционируют около 15 организаций коллективного управления, но лишь несколько из них осуществляют активный контроль за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности в своем сегменте: кто-то представляет правообладателей и собирает роялти на мобильном контенте, кто-то работает с ресторанами и магазинами, кто-то — с театрами, кино, радио и т. д. Остальные организации пребывают в спящем состоянии.

Специалист уверен, что сбор авторских вознаграждений за использование прав интеллектуальной собственности относится к сфере гражданско-правовых отношений, в которых государство должно выполнять лишь контролирующую функцию, но уж никак не быть посредником. И уж тем более такие платежи не должны превращаться в подобие налогов или поборов.

Между тем Украина наряду с Белоруссией остаются единственными странами в мире, где государственные структуры собирают такие платежи с бизнеса. После развала СССР украинский «филиал» Всесоюзного агентства по авторским правам стал местным наследником, превратившись в государственное предприятие — Украинское агентство авторских и смежных прав. К данному субъекту, по словам А. Никитина, как со стороны украинских, так и зарубежных правообладателей возникает масса любопытных вопросов, остающихся без внимания чиновников. Так, «значительная часть средств, собираемых УААСП, в итоге не доходит до конечного адресата», —  жалуется А. Никитин. А милиция на заявления, обвиняющие госпредприятие в мошенничестве, особо не реагирует.

На этом проблемы отрасли не заканчиваются, ведь сами же организации коллективного управления и другие лица, зачастую, не могут цивилизованно поделить рынок между собой, прибегая к недобросовестным конкурентным действиям. К примеру, если у вас требуют деньги за играющий в кафе диск Григория Лепса, вполне вероятно, что «проверяющий» никакого отношения к этому артисту и его песням не имеет. В конечном итоге страдают интересы не только владельцев авторских и смежных прав, но и предпринимателей, которые, проявив уважение к закону и выплатив деньги, часто отдают их в руки мошенников.

Нужно признать, что схема сбора и распределения выплат авторских вознаграждений в Украине остается достаточно хаотичной и неконтролируемой. С кем из организаций коллективного управления сотрудничать бизнесу и с кем подписывать договор, если в течение месяца к предпринимателю может заявиться сразу несколько таких лиц? Эксперты рекомендуют проверить объем прав, которыми обладают такие организации, и сделать свой выбор на основе принципа «цена-качество». Каталоги с музыкой, которые вам предложат использовать на законных основаниях, бывают достаточно разных объемов, да и цена на них существенно колеблется.

Впрочем, и здесь будьте готовы к выкрутасам и злоупотреблениям. Размеры отчислений за использование авторских прав определены украинским законодательством в процентном соотношении — 1 % за использование смежных прав и не менее 1 % за использование авторских прав с оборота заведения, в котором играет музыка. Из каких соображений Кабинет Министров Украины установил в 2003 году данные параметры, науке не известно. Однако еще более непонятно, как уполномоченным лицам правообладателя определить фактическую сумму, которую тот же супермаркет должен отчислить в форме авторского вознаграждения. Естественно, что организации коллективного управления не имеют никаких прав для проверки финансовой отчетности предприятия. Поэтому им остается лишь ябедничать в государственные структуры и разрабатывать своим собственные методологии для установления суммы выплат от разных типов коммерческих учреждений. В результате в этой сфере крутится много хапуг, которые, пользуясь непрозрачностью системы, вытягивают из бизнеса лишние платежи.

Тех украинских предпринимателей, которые отказываются платить за музыку, можно понять, ведь они ежемесячно вынуждены уплачивать другие официальные и неофициальные платежи различным представителям госструктур. Но каждый из нас должен сделать  свой выбор — готовы ли вы жить в цивилизованном обществе, уважать труд другого человека, в том числе интеллектуальный.

Ну а если вы пока морально не готовы начать платить за то, что все эти годы получали совершенно бесплатно, будьте умны и обходительны, используйте музыку, где срок действия авторского права закончен и превышает 70 лет со дня смерти автора (чем классическая музыка не вариант?). Кроме того, в Интернете вы найдете массу классных треков, переданных авторами в бесплатное массовое пользование. По крайней мере это будет правосознательно, по-европейски…

Джерело: Юрліга




Помітили помилку? Виділіть текст, що її містить, та натисніть Ctrl+Enter
Версія для друку



НОВИНИ ПАРТНЕРІВ







    НОВИНИ ПАРТНЕРІВ